Cамый древний храм России

Паломнический центр » Статьи » Место
 

Во имя Иоанна Предтечи

Среди раскидистых акаций Адмиралтейского проезда, главной прибрежной улицы города, церковь Иоанна Предтечи появляется как-то неожиданно – вдруг. После площади Ленина с ее памятником вождю мирового пролетариата, серых советских многоэтажек, суровых портовых кранов и причалов твой глаз уже не ждет встречи с прекрасным. Но вот она – удивительная византийская базилика с узкими высокими окнами, изящными арками и куполом, «собранным» из красной обожженной черепицы!

Я оказался в храме в праздник Рождества Богородицы на ранней литургии. Служили в древнем приделе, который запомнился своими неоштукатуренными сводами, почерневшими от копоти свечей, и резными коринфскими капителями. Тут и там видны фрагменты старой кладки, а полуразрушенные колонны из полосатого мрамора используются как подставки для мерцающих в полумраке храма лампад. Если бы с клироса звучал какой-нибудь старинный распев, то ощущение, что попал в древнюю Византию, было бы еще более полным.

Загадка возраста

На северной колонне у алтаря выбита надпись на древнегреческом языке: «Здесь покоится раб Божий Кирик, сын Георгия, внук Виндира. Скончался месяца июня 3, индикта 10, в лето от Адама 6265» .То есть в 757 году от Рождества Христова. Долгое время постройка храма датировалась именно по этой надписи – началом VIII века. Однако более тщательные исследования 1970-х годов показали, что древняя часть храма является сооружением VI века, которое подверглось капитальной реконструкции на рубеже IX-X веков. В стенах были обнаружены замурованные пустые амфоры, относящиеся к VIII-IX векам. Они служили голосниками.

Внутренних росписей в храме нет. Кое-где сохранились лишь следы древних фресок, которые без специального освещения не увидеть. Известный русский искусствовед Игорь Грабарь считал, что храмовые росписи относятся к XIV-XV векам и сделаны в стиле Феофана Грека.

В «суровом» климате Керчи

История Иоанно-Предтеченской церкви окружена легендами. По одной из версий она была построена на месте античного храма Эскулапа, о котором рассказывает древний историк Страбон в связи с необычайно «суровым климатом» здешних мест.

Считалось, что столица Боспорского царства Пантикапея (нынешняя Керчь) находится на крайнем севере. А где же еще, если здесь от мороза медные сосуды лопаются? В доказательство этого Страбон приводит надпись, сделанную на сосуде (гидрии) в пантикапейском храме Эскулапа. «Если кто из людей не верит, что у нас делается, пусть убедится, взглянув на эту гидрию, которую поставил жрец Стратий не в качестве прекрасного приношения богу, а в доказательство суровости зимы».

О том, что на месте византийской базилики стоял когда-то античный храм, говорит и находка археолога А.Б. Ашика. В 1830-х годах он обнаружил в ограде храма большую статую Эскулапа.

Андрей Первозванный на крымской земле

Церковное предание относит появление христианского храма к апостольским временам. Согласно творению монаха Епифания, апостол Андрей Первозванный именно в Керчи  впервые ступил на крымскую землю и именно отсюда начал свою проповедь о Христе.

В истории древнерусского Тмутараканского княжества этот храм угадывается только гипотетически, причем как некий центр и точка отсчета. Надпись на легендарном Тмутараканском камне гласит: «В лето 6576 (1068 год от Р.Х.) индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя (современная Тамань) до Корчева (средневековая Керчь) 14000 сажен». Однако это расстояние, равное 24 километрам, больше, чем просто от берега до берега. Но оно точно соответствует расстоянию между главными храмами Тмутаракани (церковь Богоматери) и Корчева (церковь Иоанна Предтечи).

Со дна морского?

В ХIV веке на побережье в районе нынешней Керчи хозяйничали генуэзцы. Сохранились сведения о том, что они весьма почитали храм Иоанна Предтечи и даже назвали пролив, а также порт именем этого святого.

С конца XV века храм оказался под властью османов и, по некоторым данным, превратился в мечеть. Но уже в 1634 году монах-доминиканец Эмиддио д’Асколи упоминает о нем как о греческой церкви святого Георгия, которую по «преданию» обрели… на дне морском. В качестве доказательства монаху «предъявили» купол храма, усеянный множеством морских раковин, крепко вросших в камень.

По другим источникам, церковь в то время стояла на острове, к которому христиане плавали на яликах.

Церковные сокровища

Когда в 1774 году Керчь вошла в состав России, храм пребывал в запущенном состоянии. Церковь называли «вкопанной в землю» из-за значительных наносов культурного слоя.

Несмотря на непростую судьбу храма, к тому времени в нем чудом сохранились богослужебные Евангелие и Апостол XI-XII веков, писанные на пергаменте. Были и чудотворные иконы, «столь древние, что дерево начинало уже приходить в истление». Среди богослужебной утвари особо выделялся потир красного дерева с едва заметными изображениями Спасителя и святых – предположительно VI века.

В 1800 году византийские реликвии пытался тайно выкупить английский путешественник Уильям Кларк, но полиция вовремя этому воспрепятствовала.

Самая богатая в Крыму

В XIX веке церковь несколько раз перестраивалась и достраивалась, меняя свой облик до неузнаваемости. В 1837 году она стала самой богатой в Крыму, её годовой доход от пожертвований прихожан, сборов и аренды лавок составил почти 4500 руб. На эти средства были возведены северный и западный притворы, перестроена колокольня.

На протяжении всего XIX века храм «делили» между собой греческая и русская община. В 1890-е годы северный притвор был превращен в придел, который освятили в честь Николая Чудотворца и великомученицы Екатерины – в память избавления цесаревича Николая Александровича от меча самурая в 1891 году. Интересно, что освящение придела произошло ровно за год до венчания Николая II и Александры Федоровны – 14 (26) ноября 1893 года.

Музей и рыбный рынок

После прихода к власти большевиков Предтеченский храм лишился своих древних реликвий: пергаментные книги, иконы, алтарная утварь – всё было передано в Керченский музей. Во время Великой Отечественной войны, понимая ценность экспонатов, музейные работники успели эвакуировать церковные древности на северный Кавказ. Однако далее их след теряется. Известно только, что склад, где, предположительно, должны были находиться экспонаты, сгорел.

Предтеченский храм закрыли в 1937 году, но во время немецкой оккупации в нем некоторое время совершались богослужения. С 1947 года храм стал музеем, однако средств на его содержание не выделяли, и здание ветшало год от года.

В это время на Крымскую кафедру был возведён архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Святитель родился в Керчи и мечтал служить в родном городе. Он несколько раз ходатайствовал за передачу Иоанно-Предтеченского храма верующим, но высшее партийное руководство было непреклонно.

В 1960-е годы храм стоял с выбитыми окнами, поросший мхом и кустами. У его стен торговали рыбой. Только в 1974 году началось долгожданное возрождение храма. Реставраторы честно выполнили свою работу и даже восстановили православный крест над куполом, хотя на это разрешение не давалось.

До 1990 года, пока храм не передали верующим, в его помещении размещалась так называемая лапидарная коллекция музея – античные каменные надгробия.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Священник Иоанно-Предтеченского храма, иерей Иоанн Копылов:

– В 2012 году наш храм стал кафедральным собором Феодосийской епархии. С того времени жизнь прихода кардинально изменилась. Теперь у нас четыре священника, ежедневно утром и вечером совершаются богослужения, но в древнем приделе мы служим только по воскресениям и большим праздникам.

Костяк нашего прихода – те, кто стоял за храм еще в 1990 году. Мы уверены, что древняя базилика была передана верующим не только нашими трудами, но и благодаря молитвам святителя Луки.

Древность храма притягивает людей со всей России и даже из других стран. Приезжают порой за тысячи километров, чтобы креститься или венчаться именно здесь.

Меня часто спрашивают, случаются ли в храме какие-то чудесные явления. Прихожане замечают, например, что на иконостасе образы Христа, Богородицы и некоторые другие иконы мироточат. Но мы миро не собираем, стараемся поменьше обращать на это внимание. Конечно, слава Богу, что здесь, в древнем, намоленном месте такое совершается. Но всё-таки главное чудесное явление – встреча человека с Богом, преображение души. И такое происходит в нашем храме каждодневно.

Алексей Макеев

Паломничество и отдых в Крыму

 

Дата: 09.03.2017 14:49

Почитайте ещё:


Паломнический центр » Статьи » Место » Cамый древний храм России
АНО «Паломнический центр». Наш адрес: 119192, г. Москва, Мичуринский проспект, дом 8 строение 1. Тел.: +7 (495) 363-35-84