Крестный путь или Виа Долороза?

Паломнический центр » Статьи » Блокнот паломника
 

Каждый православный человек, посещая Святой Град Иерусалим и совершая поклонение святым местам, связанным с земной жизнью Иисуса Христа, обязательно проходит по Крестному пути. Как гласят многочисленные туристические путеводители и справочники, именно этим путем, именуемым по-латыни Виа Долороза (Скорбный путь), по улицам древнего города Спаситель был ведом римскими воинами на Голгофу. Вместе с Храмом Воскресения Христова (часто называется еще Храмом Гроба Господня), главным Храмом христиан всего мира, Крестный путь является духовным средоточием Иерусалима. По нему пролегают все паломнические и туристические маршруты.

При этом надо отметить, что сведения, излагаемые русскоязычными экскурсоводами, сопровождающими паломников и туристов по Крестному пути, как правило, получены из справочников и путеводителей, переписанных с западных изданий. Большинство слушателей доверчиво внимают этим рассказам, полагая, что слышат историю, освященную православной церковной традицией. Так ли это?

Откуда же появилась Виа Долороза и как она соотносится с нашим православным Крестным путем?

У четырех Евангелистов мы встречаем описание того, как шел к месту казни Господь, осужденный на смерть синедрионом.

Евангелист Матфей пишет об этом так:

«И повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. И, придя на место, называемое Голгофа, что значит «Лобное место» дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» (Мф., 27, 31-34);

Апостол Марк  излагает события таким образом: «И повели Его, чтобы распять Его. И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. И привели Его на место Голгофу, что значит: «Лобное место» (Мк. 15, 20-22);

Евангелист Лука описывает события подобным образом: «И, когда повели Его, то захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом… И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его» (Лк. 23, 26,32-33);

Очень коротко говорит об этом евангелист Иоанн: «И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа» (Ин. 19, 16-17).  

Именно из этих евангельских текстов возникло само понятие Крестный путь, обозначающее восхождение Христа Спасителя на Голгофу. Почитание Крестного пути началось с глубокой древности, и это почитание носило литургический характер.

Когда мы слышим выражение Виа Долороза (Скорбный путь), то должны понимать, что за этими словами скрывается иная реальность, нежели та, что содержится в нашей православной традиции

Христиане Иерусалима и паломники устраивали процессии по Крестному пути и ко всем святым местам, связанным с евангельскими событиями. Подробно о таком «всенародном» поклонении рассказывается в древнем памятнике «Паломничество по Святым местам конца IV века», авторство которого многие историки приписывают Этерии (Сильвии Аквитантке). Так, в Великий Четверг жители Иерусалима, и стар, и млад, во главе с духовенством идут «на Елеон, в ту церковь, где находится пещера, в которой был в этот день Господь с апостолами. И там приблизительно до первого часа ночи постоянно поются или песни, или антифоны, приличные дню и месту… И оттуда, приблизительно уже в шестом часу ночи, с песнопениями идут вверх, на Имвомон, на то место, откуда Господь вознесся на небо… Затем оттуда все, даже малолетние дети, спускаются с песнопениями в Гефсиманию… И бывает приготовлено множество церковных светильников для света всему народу. И когда придут в Гефсиманию, сперва произносится приличествующая молитва, затем поется песнь и читается то место из Евангелия, где взят Господь. И когда читается это место, то весь народ с плачем поднимает такой крик и стон, что, может быть, этот стон всего народа слышен в городе. После этого часа идут с песнопениями пешком в город, приходят к воротам в тот час, когда человек начинает распознавать человека, затем идут посреди всего города все до одного — старцы и молодые, богатые и бедные, все тут готовые, и в особенности в этот день никто не удаляется от бдения вплоть до утра. Так провожают епископа от Гефсимании до ворот, и оттуда по всему городу до Креста. И когда придут к Кресту, то начинается уже почти дневной свет. Тут снова читается то место из Евангелия, где Господь приводится к Пилату, читается и целиком все, что, как написано, Пилат говорил Господу и Иудеям».

Затем «после отпуста у Креста, еще до восхода солнца, все тотчас с бодростию идут на Сион помолиться у того столба, возле которого бичевали Господа. Возвратившись оттуда, сидят немного у себя дома и тотчас все бывают готовы. Затем на Голгофе, за Крестом, поставляется епископу кафедра, стоящая теперь; на эту кафедру садится епископ; ставится перед ним стол, покрытый полотном, кругом стола стоят диаконы, и приносится серебряный позлащенный ковчег, в котором находится Святое древо креста… Существует обычай, по которому весь народ, подходя по одиночке, как верные, так и оглашенные, преклоняются перед столом, лобызают Святое древо, и затем проходят.

…И когда наступит шестой час, идут ко Кресту, будет ли дождь, или жар, потому что это место не покрыто и представляет как бы весьма обширный и красивый двор, расположенный между Крестом и Воскресением. Епископу ставится кафедра перед Крестом, и от шестого до девятого часа не происходит ничего, кроме чтений, … где говорится о страданиях Господа… И при каждом чтении и молитве бывает такая скорбь и такой стон во всем народе, что возбуждает удивление, ибо нет никого, ни старого, ни малого, который в этот день, в эти три часа не плакал бы столько, сколько нельзя себе и представить, помышляя о том, что претерпел за нас Господь. После этого, при начале девятого часа, читается то место из Евангелия от Иоанна, где Он испустил дух; по прочтении этого, бывает молитва и отпуст. И после отпуста перед Крестом, тотчас все собираются в большой церкви, в Мартириуме... По отпусте же в Мартириуме, идут в Воскресение, и когда придут туда, читается то место из Евангелия, где Иосиф просит у Пилата тело Господа и полагает его во гробе нове».

Из этого памятника мы видим, что народ в дни Страстной Седмицы, под чтение молитв и песнопений переходит от одного святого места к другому. Именно из Иерусалима берет начало ставшее привычным для нас такое распространенное явление религиозной жизни как Крестный ход.

Следует отметить, что наряду с известным сегодня маршрутом Крестного пути, существовал другой, также освященный древней традицией. Одно время паломники из Гефсимании отправлялись сначала на Сион, на место дворца иудейского первосвященника Каиафы. Поскольку именно туда  привели из Гефсимании взятого под стражу Иисуса Христа; а уже оттуда шли на Голгофу.

Однако, когда мы слышим выражение Виа Долороза (Скорбный путь), то должны понимать, что за этими словами скрывается иная реальность, нежели та, что содержится в нашей православной традиции.

Виа Долороза или Скорбный путь - это не просто название улицы в Иерусалиме, это явление, возникшее в недрах Католической Церкви. Исторически «возникновение» Скорбного пути в его нынешнем виде восходит не ранее чем к XV столетию, а его «становление» и окончательное «преобразование» целиком и полностью обязаны влиянию католической традиции, привнесенной в Святую Землю орденом францисканцев. С конца XIII века монахи этого ордена, основанного католическим мистиком Франциском Ассизским, оставались хранителями христианских святынь захваченного арабами Иерусалима. Именно их духовная практика наложила отпечаток на нынешний облик Скорбного пути, выделив на нем уже упоминавшиеся «станции». Как отмечается в католической литературе, этот Путь «воссоздает в памяти верующих основные моменты страданий Спасителя. Молящиеся в единении со скорбящей Богородицей мысленно сопровождают Спасителя на Голгофу, совершая 14 стояний, размышляя о Его крестных муках и прославляя Его искупительный подвиг».

Пять заключительных «станций» находятся внутри Храма Гроба Господня, остальные на протяжении всей улицы Виа Долороза. Вот «стояния» Крестного пути: I. Иисуса Христа осуждают на смерть; II. Иисус Христос берет крест на свои плечи. III. Иисус Христос падает в первый раз. IV. Иисус Христос встречает свою Мать по пути на Голгофу; V. Симон Кириниянин помогает Иисусу Христу нести крест; VI. Святая Вероника отирает лицо Иисусу Христу; VII. Иисус Христос падает второй раз; VIII. Иисус Христос утешает плачущих женщин; IX. Иисус Христос падает третий раз; X. Снятие одежд; XI. Иисуса Христа прибивают ко кресту; XII. Смерть на кресте; XIII. Снятие с креста; XIV. Погребение Иисуса Христа.

Еженедельно, по пятницам, члены ордена святого Франциска совершают Крестный ход по Виа Долороза в память Страстной Пятницы. Еще в 1835 году наш знаменитый соотечественник А.С. Норов, очевидец одного из таких шествий, писал, как все увиденное неприятно поразило его религиозное чувство. Францисканцы, пройдя все «станции», водружали на Голгофе принесенный с собой крест с распятым на нем «искусственным изображением» Христа, которое затем торжественно снималось, с вытаскиванием гвоздей и обвиванием «тела» плащаницей.

С Виа Долороза связано возникновение еще одного обычая, характерного для католического благочестия. Поскольку далеко не все желающие имели возможность посетить Святую Землю, то уже в Средневековье «эпизоды» Kрестного Пути стали изображаться в католических храмах на картинах и рельефах. Около каждого такого изображения, последовательно расположенного вдоль внутренней стены церкви, находится соответствующее «стояние» Kрестного пути. Верующие перемещаются от одного изображения к другому, останавливаясь перед каждым для молитвы и размышлений об изображенном событии. В XVII веке одним из римских пап было окончательно зафиксировано число «остановок» - всего 14 и содержание изображаемых сцен, а индульгенции, связанные с совершением этого Крестного Пути, были приравнены к тем, которые получали паломники, посетившие святые места в Иерусалиме.

Несомненно, само понятие Виа Долороза рождено средневековой католической мыслью. После отпадения Запада от Вселенской Кафолической Церкви католическая духовность приобрела ущербный характер. Это отразилось и в видении западными христианами Евангельских событий. Если говорить о Голгофской Жертве, то очевидно, что даже средневековые католические Распятия принципиально отличаются от изображений Распятого Христа на византийских иконах. На православных иконах Господь Иисус Христос – торжествующий Победитель ада и смерти. Простирая руки на Кресте, Спаситель призывает все человечество воспользоваться той великой Победой, которую Он даровал людям через свою Крестную смерть. Византийские и русские иконы изображают Христа, в первую очередь, в величественном облике Богочеловека, Царя славы. Именно так прославляет Его Православная Церковь в песнопениях Страстной седмицы Великого поста. «Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным», - поется на Литургии в Великую Субботу.

Совершенно по-иному выглядит православное понимание Крестного пути. Крестный путь Спасителя на Голгофу - это дорога страданий, но Крест Он принял ради спасения людей. Голгофская Жертва - это выражение высшей любви Бога и Творца к нам, немощным и грешным.

Если же взглянуть на католические образы Распятия - иконы и картины, в том числе признанных европейских мастеров, то мы увидим, что Сын Божий выглядит на них преимущественно как страдающий, измученный человек. Аналогичное восприятие образа Спасителя характерно для полотен русских художников, созданных под влиянием западного искусства. Они акцентируют внимание зрителя на немощи человеческой природы Христа, на Его предсмертных муках, а не на значении самого Крестного подвига, о котором говорит Евангелие. Чрезмерное внимание к физической стороне страданий Богочеловека, которое мы видим на католических изображениях Распятия, зеркально отразилось и в самом названии Крестного пути – Скорбный путь, и в возникновении тех многочисленных остановок, о которых ни слова не сказано в Евангелии и которые неизвестны древней церковной традиции.

В католической практике Виа Долороза воспринимается не как улица Иерусалима, на которой происходили Евангельские события, подтвержденные преданием Древней Церкви и археологическими данными, а как место некоего медитативного шествия, во время которого человек призван по сути буквально вспоминать и переживать плотские страдания, которые испытывались Спасителем. Из Крестного пути Богочеловека, умалившего Себя «нас ради человек, и нашего ради спасения», Виа Долороза становится последним путем человека, осужденного на позорную и мучительную смерть.

Совершенно по-иному выглядит православное понимание Крестного пути. Да, Господь наш Иисус Христос претерпел позорную мучительную смерть за грехи всего мира, а Крестный путь Спасителя на Голгофу - это дорога страданий, но Крест Он принял ради спасения людей. Голгофская Жертва - это выражение высшей любви Бога и Творца к нам, немощным и грешным. Христос Спаситель призывает избранных своих воспринимать Его Крест именно как орудие Победы над смертью. Православные песнопения Страстной седмицы содержат многочисленные умилительные образы, напоминающие о том, как неразумные люди предали на смерть Сына Божия. Однако в этих образах нет прельщенности плотью, которая свойственна католической духовности и характерна для многих католических мистиков. Наиболее известным из них является именно Франциск Ассизский. Многочисленные видения страждущего Христа, представлявшиеся плотскому взору святых католического Запада, возникавшие у них стигматы, то есть язвы на теле, подобные тем, что имел на своем Пречистом Теле Распятый на Кресте Господь, не имеют ничего общего с духовным опытом православных аскетов. Порабощение плотскому восприятию, характерное для Католической Церкви, чуждо православному взгляду. Даже тогда, когда Православная Церковь молится о своих умерших чадах, эта молитва превращается в гимн Богу, недаром в песнопениях православной панихиды содержатся строки: «Надгробное рыдание творяще песнь: алиллуйя, алиллуйя, алиллуйя», - то есть надгробное рыдание превращается в хвалебную песнь Богу! Тем более важно помнить это, когда мы говорим о Крестной Жертве Спасителя мира, Который воскрес и был прославлен на небесах, воссев одесную Бога Отца. Чрезмерное переживание телесной стороны страданий Христа неуместно и излишне. Оно уводит от понимания основной цели Голгофского пути – спасения человеческого рода и его грядущего Воскресения. 

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк

Дата: 13.04.2017 23:48

Почитайте ещё:


Паломнический центр » Статьи » Блокнот паломника » Крестный путь или Виа Долороза?
АНО «Паломнический центр». Наш адрес: 119192, г. Москва, Мичуринский проспект, дом 8 строение 1. Тел.: +7 (495) 363-35-84