Достойный почитания

Паломнический центр » Статьи » Место
 
Севастополь переводится с греческого как «величественный, героический, достойный поклонения»

Севастополь переводится с греческого как «величественный, героический, достойный поклонения»

Памятник святому апостолу Андрею Первозванному

Памятник святому апостолу Андрею Первозванному

Священномученик Климент, Папа Римский

Священномученик Климент, Папа Римский

Пещерный Климентовский монастырь в Инкермане

Пещерный Климентовский монастырь в Инкермане

Развалины базилики в Херсонесе

Развалины базилики в Херсонесе

При императоре Михаиле и его матери Феодоре Херсонес посетили свв. равноапостольные Кирилл и Мефодий

При императоре Михаиле и его матери Феодоре Херсонес посетили свв. равноапостольные Кирилл и Мефодий

Место крещения князя Владимира в Херсонесе

Место крещения князя Владимира в Херсонесе

Колокол в Херсонесе. Отлит в 1778 г. Из трофейных турецких пушек

Колокол в Херсонесе. Отлит в 1778 г. Из трофейных турецких пушек

Пещерный Климентовский монастырь в Инкермане

Пещерный Климентовский монастырь в Инкермане

Пещерный Климентовский монастырь в Инкермане

Пещерный Климентовский монастырь в Инкермане

Никольский храм после войны

Никольский храм после войны

Храм святителя Николая в наши дни

Храм святителя Николая в наши дни

Внутри храма-пирамиды расположены памятные доски из черного мрамора с именами 943 офицеров, генералов и адмиралов, погибших при обороне Севастополя

Внутри храма-пирамиды расположены памятные доски из черного мрамора с именами 943 офицеров, генералов и адмиралов, погибших при обороне Севастополя

Еще при Константине Великом этот город на берегу Черного моря стал главным форпостом христианства в Восточной Европе.

 

От апостола Андрея

Севастополь, название которого переводится с греческого как «величественный, героический, достойный поклонения», расположен на территории древнегреческого города Херсонес (по-славянски – Корсунь), основанного в V веке до Рождества Христова. А еще раньше, в конце VII века, на северном берегу Черного моря появились греческие колонии-государства. В скором времени весь регион вошел в орбиту греческого, а затем и римского мира.

К I веку по Р. Х. города на этих землях, включая и город-государство Херсонес, были хорошо развиты. Они были окружены мощными стенами, имели прекрасно оборудованные военные и торговые порты, а также правильную планировку улиц, водопровод, канализацию. В них было множество храмов, посвященных различным богам, стадионы и театры.

Именно в это время Херсонес посетил святой апостол Андрей Первозванный. Его последний миссионерский поход состоялся уже после Успения Божией Матери. Покинув Иерусалим, святой Андрей прибыл в Понт, потом отправился в Грузию и к Азовскому морю, а оттуда в Крым. Здесь он организовал христианскую общину из херсонских греков, у которых и жил. Таким образом, Православная Церковь возникла в этих краях еще в апостольские времена. К VI веку Херсонес стал крупным епархиальным центром, спустя два века здесь размещалась резиденция митрополита, а в 988 году принял крещение князь Владимир, крестивший затем и всю Русь.

 

Климент Папа Римский

Недалеко от Херсонеса есть место, где принял мученическую смерть ученик апостола Петра – священномученик Климент, рукоположенный Петром в епископы Рима.

Заняв кафедру, Климент горячо проповедовал Слово Божие в Вечном городе. Однажды после его Пасхальной речи крестились сразу 424 человека – от рабов до членов императорской семьи. Обеспокоенные язычники пожаловались императору Трояну, обвинив св. Климента в неуважении к римским богам. Разгневанный Троян повелел изгнать епископа из столицы и сослать на каторжные работы в Инкерманские каменоломни, куда отправляли всех неугодных властям христиан. Тогда вместе с Климентом на каторгу добровольно отправились многие его ученики, не желая разлучаться со своим духовным отцом.

Нелегок был труд в каменоломнях, к тому же у невольников не было питьевой воды. И вот по молитве св. Климента Господь указал место источника. После этого чуда к опальному епископу стало приходить множество людей. Слушая его, бывшие язычники обращались ко Христу. По пятьсот и более человек крестились в один только день! Каторжане прямо в каменоломнях вырубили храм, где св. Климент совершал Божественную литургию и продолжал проповедовать.

 

Первая святыня на Руси

Конечно, такое не могло понравиться властям – по приказу императора в 101 году епископу Клименту повесили груз на шею и бросили в море, так, чтобы невозможно было даже найти его тело. Ученики апостола – Корнилий и Фива со всеми христианами Херсонеса вышли к морю на молитву. И вода отступила. На дне в гроте молящиеся увидели нетленное тело своего пастыря. С тех пор каждый год в день мученической кончины св. Климента море отступало, и в течение семи дней верующие могли поклоняться святыне. Так продолжалось до IX века. Во время правления императора Никифора, по Божиему попущению, мощи св. Климента на пятьдесят лет стали недоступны, море не уходило.

При императоре Михаиле и его матери Феодоре Херсонес посетили свв. равноапостольные Кирилл и Мефодий. Узнав о скрытой под толщей морской воды святыне, братья обратились к Херсонесскому епископу Георгию с предложением о соборной молитве. После совместного богослужения всех христиан в полночь произошло чудо – на поверхности моря появились мощи св. Климента.

Торжественно перенесли их в город, в церковь святых Апостолов. Часть мощей Кирилл и Мефодий взяли с собой в Рим. Кирилл был уверен, что св. Климент покровительствует делу просвещения славянских народов, помогая братьям в их миссии. Так и было. Когда позднее Кирилл и Мефодий принесли к папскому престолу богослужебные книги, переведенные на славянский язык, Папа Адриан сам вышел им навстречу, узнав, что именно они принесли в Рим мощи праведника. Славянские книги были освящены Папой, и в Вечном городе впервые на богослужении зазвучала молитва на славянском языке.

Интересно, что глава апостола Климента и мощи его ученика, св. Фивы, были принесены в Киев равноапостольным князем Владимиром после его крещения в Херсонесе. Владимир положил их в Десятинной церкви в специально устроенном приделе во имя св. Климента. Ныне глава хранится в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Мощи священномученика Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Многие храмы на русской земле названы в честь этого подвижника.

 

Монастырь в скале

Вот и рядом с Инкерманскими каменоломнями в VIII веке возник пещерный монастырь, названный именем св. Климента. Впрочем, некоторые историки неоднозначно оценивают время появления обители, отсылая нас в XIV век.

Основные помещения монастыря высечены в западной части Монастырской скалы. На ее плато сохранились руины средневековой крепости Каламита VI века. Позднее она входила в состав православного княжества Феодоро, защищая порт. После ее захвата турками в 1475 году монастырь пришел в упадок. А крепость была переименована в Инкерман, что дало название возникшему здесь городу.

Лишь в 1850 году монастырь был возрожден. Перепланировали и освятили заново пещерный храм св. Мартина Исповедника. В память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе построили храм св. великомученика Пантелеимона. На верхнем плато в память о Крымской войне возвели церковь Святителя Николая, которую в 1932 году уничтожили коммунисты. Четырьмя годами ранее они же закрыли храм иконы «Всех скорбящих Радость». А в начале 1930-х богослужения в пещерных храмах полностью прекратились.

Во время Великой Отечественной войны в пещерах обители размещался штаб 25-й Чапаевской дивизии. В июне 1942 года солдаты этой дивизии сдерживали врага на Инкерманских высотах и все погибли. Знамена дивизии были утоплены в Черном море…

В 1991 году при настоятеле архимандрите Августине (Половецком) монастырь начали восстанавливать. Тогда же из Киева сюда была передана частица от честной главы святого Климента.

Источник, открытый чудесным образом св. Климентом и находившийся рядом с монастырем, в 1970-х годах находился рядом с монастырем, в 1970-х годах «ушел». Его вода постепенно затопила карьер по добыче инкерманского камня, расположенный по другую сторону Монастырской скалы.

 

Храм-пирамида

А теперь отправимся в северную часть Севастополя. Здесь на Братском мемориальном кладбище находится необычный по своей форме храм-пирамида Святителя Николая – один из главных архитектурных символов города. Это памятник защитникам Севастополя, погибшим во время Крымской войны и похороненным на этом кладбище: 472 братские могилы, в каждой из которых сотни безымянных нижних чинов, и 130 индивидуальных, где упокоены офицеры и генералы.

Предложение о строительстве храма-памятника появилось сразу после окончания Крымской войны. В сентябре 1856 года Александр II дал разрешение на его сооружение на добровольные пожертвования. Из самых разных уголков России стали поступать деньги – от родственников погибших воинов, офицеров, солдат, матросов и даже чиновников.

Ровно через год началось возведение храма, и под закладные блоки положили медали: «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853–1856 гг.». Осенью 1860-го приступили к установке 1500-пудового креста, вырубленного из диорита, добытого в районе Аю-Дага. И вдруг поперечная часть креста обломилась. Но обошлось, к счастью, без жертв, немного пострадало здание. Новый крест водрузили спустя четыре года, когда завершились основные работы. В 1870 году в присутствии генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича храм освятили.

Внутри церковь была расписана в византийском стиле художниками-академиками А.Е. Карнеевым и А.Д. Литовченко. Однако от влажности фрески испортились, их заменили мозаикой, выполненной в Венеции, в мастерской известного Франческо Сальвиати, по эскизам художника М.Н. Протопопова.

Высота храма-пирамиды составляет 27 метров. На ее гранях размещены 38 досок из черного мрамора с именами 943 офицеров, генералов и адмиралов, погибших в дни обороны Севастополя, а также с названиями воинских соединений, принимавших участие в обороне города.

 

Крест

В годы Великой Отечественной войны на Братском кладбище располагался командный пункт четвертого сектора Севастопольского оборонительного района. Звонницу храма облюбовали артиллеристы для корректировки огня.

В 1942 году на территории некрополя находился взвод разведки штабной батареи. Через 28 лет после этого при расчистке храма обнаружили журнал наблюдения разведчиков. Торопливо написанные карандашом слова передают трагическое положение оборонявшихся: «24 мая 1942. 10 ч. 15 мин. – противник вел минометный огонь в районе Золотого гребня. Бросил 27 мин», «…всего за смену с 4 до 8 ч. утра налетов – 296, артиллерийский огонь – около 600 снарядов. С 11 до 12 ч. налет самолетов противника – 308 штук». 17 июня во второй половине дня противник овладел территорией Братского кладбища. Севастополь сражался час за часом, минута за минутой. 30 июня 1942 года все оборонительные возможности были исчерпаны. Началась оккупация. Но ровно за год до Великой Победы, 9 мая 1944 года, город русской славы был освобожден.

На Братском кладбище появились новые могилы, обелиски и скромные надгробные плиты. 120 тысяч участников боев за Севастополь, несколько тысяч мирных жителей города унесла последняя война. Пострадал и Никольский храм. Было утрачено более половины мозаичной живописи, повреждены иконостас и мемориальные доски. Во время артобстрела и авиационного налета обрушилась верхняя часть пирамиды, упал крест, расколовшись на три части. Прихожанка Вера Петровна Задорожная была свидетельницей того, как снаряд попал в здание храма. На ее глазах семиметровый крест падал с тридцатиметровой высоты, по ее словам, очень медленно, словно кленовый листочек. Удивительно, но крест сильно не пострадал – отломилась лишь верхушка и та часть, которой он крепился к вершине пирамиды. Поэтому реставраторам удалось полностью его восстановить и укрепить на прежнем месте.

Галина Дигтяренко, фото Олега Серебрянского

 

Паломничество и отдых в Крыму

Дата: 13.12.2017 10:13

Почитайте ещё:


Паломнический центр » Статьи » Место » Достойный почитания
АНО «Паломнический центр». Наш адрес: 119192, г. Москва, Мичуринский проспект, дом 8 строение 1. Тел.: +7 (495) 363-35-84
©2015-2017 АНО «Паломнический центр». Авторские права защищены. Пользовательское соглашение.