Город Капернаум (в переводе – «деревня Наума») назван в честь библейского пророка Наума. Это древний рыбацкий го- род, расположенный на северо-западном побережье Галилей- ского озера, которое называют морем из-за его больших раз- меров. С VIII века Капернаум никем не заселен

Город Капернаум (в переводе – «деревня Наума») назван в честь библейского пророка Наума. Это древний рыбацкий город, расположенный на северо-западном побережье Галилейского озера, которое называют морем из-за его больших размеров. С VIII века Капернаум никем не заселен

На этом камне Иисус Христос обедал со своими учениками

На этом камне Иисус Христос обедал со своими учениками

Фундамент дома апостола Петра послужил основанием для строительства нескольких церквей, стены которых отчетливо видны на снимке. сейчас над этими развалинами построен католический храм  на столбах

Фундамент дома апостола Петра послужил основанием для строительства нескольких церквей, стены которых отчетливо видны на снимке. Сейчас над этими развалинами построен католический храм на столбах

В расщелинах оставшейся от древней церкви  скалы паломники оставляют записки с мольбами о помощи

В расщелинах оставшейся от древней церкви скалы паломники оставляют записки с мольбами о помощи

На заднем плане развалины синагоги

На заднем плане развалины синагоги

На этом камне, некогда украшавшем синагогу, изображен переносной храм на колесах

На этом камне, некогда украшавшем синагогу, изображен переносной храм на колесах

Когда-то эти камни с искусной резьбой украшали синагогу

Когда-то эти камни с искусной резьбой украшали синагогу

У церкви преосвященника Петра  всегда многолюдно, паломники приезжают  со всего света

У церкви Первосвященства Петра всегда многолюдно, паломники приезжают со всего света

Каменные ступени к морю в виде сердечек

Каменные ступени к морю в виде сердечек

Каждый путешественник стремился омочить ноги в Галилейском озере, по которому  Христос ходил "аки по суху"

Каждый путешественник стремился омочить ноги в Галилейском озере, по которому Христос ходил «аки по суху»

 

Трижды повторял Иисус вопрос к апостолу Петру: «Любишь ли меня?» И трижды получал ответ: «Да, Господи!» Разговор этот происходил на берегу Галилейского моря в Капернауме, который в Евангелии назван городом Христа.

Рыбаки – Петр, Иоанн, Иаков, Фома, Нафанаил и «двое других» – всю ночь ловили рыбу и ничего не поймали. Под утро увидели на берегу Человека. Когда лодка подплыла ближе к берегу, Человек спросил об улове и, узнав, что ничего нет, предложил забросить сеть справа от лодки. Рыбаки последовали совету неузнанного Христа и, о, чудо! – сеть тут же наполнилась рыбами, да так, что едва можно было дотащить ее до берега. Тогда Иоанн понял, что это Спаситель, и сказал об этом Петру. Тот сразу бросился в море и поплыл к любимому Учителю.

И вот на берегу уже разложен костер, жарится рыба, и Господь задает Петру вопрос: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» «Так, Господи! – отвечает Петр. – Ты знаешь, что я люблю Тебя». Тогда Иисус говорит: «Паси агнцев Моих». И опять задает тот же вопрос и слышит тот же ответ. И опять: «Паси овец Моих». И в третий раз спросил Иисус. Опечалился Петр: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». «Паси овец Моих» (Ин. 21, 15).

 

«Менса Кристи» – Стол Христа

Разговор этот происходил на берегу Галилейского озера в Капернауме, который в Евангелии называется городом Христа. Сейчас на месте, где Иисус обедал с учениками, построена церковь Первосвященства Петра, возведенная францисканцами в 1920-х годах. Алтарь этой церкви устроен рядом с большим куском скалы, который и послужил столом для Господней трапезы. Камень так и называется «Менса Кристи» – Стол Христа Мессии. Здесь всегда очень многолюдно, паломники приезжают со всего света. Верующие с благоговением прикладываются к Столу Мессии, в расщелинах оставшейся от древней церкви скалы оставляют записочки с мольбами о помощи, ступают по древним сердцевидным камням, ведущим к воде, и, конечно же, совершают омовение в Галилейском озере, по которому Христос ходил «аки по суху». Это одно из самых красивых мест на озере. Рядом роскошный парк с редкими растениями и животными. На территории парка скульптурная композиция, изображающая Христа и Петра.

 

Капернаум

Сюда Иисус переселился с Матерью после того, как его земляки из Назарета, где Он вырос и провел большую часть жизни, возмутившись проповедью Иисуса в синагоге, попытались сбросить Его со скалы.

Возможно, Капернаум был выбран потому, что первые ученики Христа – Петр и Андрей – жили именно здесь. В те времена это был процветающий город, в котором шла мирная жизнь. Поселение было основано здесь еще во II веке до Рождества Христова. Тогда маленький, неукрепленный городок не принимал участия в войнах против римлян и тем сохранился от разрушений.

В Капернауме Иисус сотворил много чудес. Едва Он вошел в город, как к Нему подошел сотник и попросил исцелить слугу, лежащего дома в расслаблении и жестоко страдающего. Когда Господь ответил, что придет и исцелит его, сотник воскликнул: «Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». (Мф. 8, 5-8). Удивился Иисус: «…и в Израиле не нашел Я такой веры». И выздоровел слуга в тот час.

Когда горожане узнали о чудесах, они стали приносить к дому, где остановился Иисус, всех больных и бесноватых. Весь город собрался здесь. И Он многих исцелил. В том числе и расслабленного, которого принесли четверо друзей, которые разобрали крышу и спустили больного к ногам Христа (Мк. 2, 1-12). Был исцелен и сын царедворца (Ин. 4, 46-54). Воскресил Господь и дочь Иаира – начальника синагоги.

Здесь же, в Капернауме, Иисус, придя в дом Петра, избавил его тещу от горячки, она тотчас же встала и стала ухаживать за гостями. Остатки этого дома сохранились до наших дней.

 

Дом Петра

Его обнаружили археологи в 1968 году. Постройка датируется II–I вв. до Рождества Христова и типична для того времени – вокруг широкого внутреннего дворика неправильной формы располагается несколько просторных комнат. Дом Петра выходил на одну из главных улиц города и находился недалеко от синагоги. В конце I века его превратили в молитвенный дом, а к концу IV века здание расширили, стены покрыли цветной штукатуркой и расписали, поставили каменный забор. В середине V века стены дома засыпали, и прямо над ним возвели восьми угольную церковь, которая действовала до VII столетия. В храме был выложен мозаичный пол, украшением которого стал огромный павлин – символ нетления.

Ученые полагают, что уже со второй трети I века дом Петра использовался для собраний христианской общины. В это время в Капернауме могли еще жить люди, помнившие апостола Петра и даже видевшие Христа, когда Он гостил у Своего ученика. Поэтому выбор именно этого дома для устройства церкви не случаен.

Интересны многочисленные надписи христианского содержания, нацарапанные на его стенах. Здесь можно увидеть имя «Иисус», который назван Господом, Христом, Богом, Высочайшим. Есть христограмма, встречаются литургические обороты. Присутствует надпись, содержащая упоминание о Таинстве Евхаристии. А вот имя и самого Петра. Больше всего надписей сделано на греческом языке, часть – на сирийском и арамейском и всего две – на латинском. Самые ранние датируются началом III века, поздние относятся к V столетию.

Сохранились воспоминания древних паломников, посещавших это место. Леди Егерия, совершавшая паломничество на Святую Землю в 381–384 годах, пишет: «В Капернауме же из дома принцепса апостолов сделана церковь, чьи стены и сейчас стоят так, как они были». А вот записки одного итальянца, посетившего Капернаум около 570 года: «И вот мы пришли в Капернаум в дом блаженного Петра, который нынче базилика».

В 1894 году земля, на которой стояла эта базилика, была куплена представителями Францисканской Церкви, которые возвели рядом с синагогой монастырь.

 

Синагога

Как повествует Евангелие, когда Иисус пришел в Капернаум, Он в одну из суббот вошел в синагогу и учил. «И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники» (Мк. 1, 22). В синагоге был одержимый человек, из которого Иисус изгнал беса. И все ужаснулись – что это за новый Учитель, что даже духи нечистые повинуются Ему. С этого момента молва о Христе разошлась по всей Галилее.

Синагога была самым большим зданием в городе, она была построена тем самым сотником, у которого Иисус исцелил слугу (Лк. 7, 1-5). Сейчас на месте упомянутой в Евангелии синагоги можно видеть развалины другой, возведенной местной еврейской общиной в конце IV века. Основания стен прежней синагоги послужили фундаментом для новой. Это было установлено археологами в 1969 году.

Строительство второй синагоги продолжалось более ста лет. Возводили ее из белого известняка – иерусалимского камня, который привозили из дальнего карьера. Вход в здание находился со стороны Иерусалима. Фасад был украшен изображениями растений и животных. Коринфские колонны служили опорой для второго этажа и крыши. Когда-то вход в синагогу украшали каменные фигуры орлов и купидонов, держащих в руках венки, – они были разрушены.

 

До неба вознесшийся

Тридцать семь лет назад в восточной части Капернаума начались раскопки, которые открыли остатки большого поселения VII века. Каменные дома, широкие улицы, причал и большое здание с внутренним бассейном – по предположению археологов, рыбный рынок. Было найдено немало глиняных светильников и плиток, украшенных крестами, что говорит о том, что здесь жили в основном христиане.

Несмотря на то что в Капернауме Иисус Христос совершил столько чудес и исцелил такое количество людей, мало кто уверовал в Него как в Спасителя. Поэтому Христос горестно восклицает: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» (Мф. 11, 23-24).

Вскоре Капернаум, как и некоторые другие города, постигла кара Божия – он был разрушен римлянами до основания. Сейчас это не заселенное людьми место, о былом величии которого напоминают лишь развалины древних строений, окруженные банановыми плантациями.

Благодарим Министерство туризма Израиля за предоставленную возможность посетить Святую Землю.
Галина Дигтяренко

 

Дата: 28.06.2018 12:39

Почитайте ещё:

Святые места

Хранимая Богом Болгария

Паломнические поездки в Болгарию
Скоро!

Паломнический центр » Статьи » Святые места » Его город
АНО «Паломнический центр». Наш адрес: 119192, г. Москва, Мичуринский проспект, дом 8 строение 1. Тел.: +7 (495) 363-35-84
©2015-2017 АНО «Паломнический центр». Авторские права защищены. Пользовательское соглашение.