Паломничество "Владимирская Русь" с мотоклубом "Ночные Волки". День 4 - Егорьевск

Ну вот и настал заключительный день паломнической поездки «Владимирская Русь – во славу святого равноапостольного князя Владимира», проводимой мотоклубом «Ночные Волки» и Федерацией мототуризма России. Вечером предстояло возвращение в Москву, а пока впереди был еще целый день, а вместе с тем и возможность «надышаться» благодатным воздухом в намоленных стенах святых обителей земли русской. Сейчас, когда прошел практически месяц с той поездки, уже сложно в точности передать словами все чувства и радость, которые посещали душу от соприкосновения с великими святынями. Через день наступал светлый праздник Рождества Христова, и сердце замирало в предвкушении и наполнялось счастьем от ощущения нисходящей благодати. Мысли только о том, как бы все это впитать и не расплескать в суете города и бытовых забот.




Но Москва нас ждала лишь к вечеру, а впереди – две святых обители. Ранним утром колонна паломников прибыла в Свято-Троицкую Мариинскую обитель.

2. Свято-Троицкий собор


Игумения монастыря матушка Илария встречала странников как самых любимых и долгожданных гостей.

3. У входа в Свято-Троицкий собор


Сложно выразить словами, с каким теплом и любовью она отнеслась ко всем. Матушка Илария буквально обогрела каждого, приласкала, окружила своей добротой и заботой.
4.


Евгений Строгов подарил игумении Иларии иконы св. князя Владимира и Иоанна Предтечи.
5.


Сергей Романовский так же передал в дар монастырю список с иконы «Благословение детей», сделанный Алексеем Крюковым. Он рассказал матушке историю чудесного обретения образа и его возвращение в родную обитель - Свято-Успенскую Флорищеву пустынь. В 1923 году монастырь был закрыт.. От богоборцев икону спрятали в доме у одного из местных жителей. В 1979 святой образ приобрел Борис Васильевич Селиванов. Так икона из поселка Флорищи Володарского района Нижегородской области оказалась в подмосковном Солнечногорске.
6.


Начиная с 2010 года, началась работа по восстановлению святыни. С иконы были сделаны списки и фотокопии, которые вместе с молитвословами были подарены многим монастырям и храмам, различным организациям, детским домам, больницам, а так же прихожанам и всем желающим. Зимой 2016 года икону отреставрировали, а летом старинный образ был возвращен в Флорищеву пустынь. Представители международной ассоциации работников культуры и искусств, мотоциклисты из мотоклуба «Ночные Волки» совместно с экспедиционным штабом иерея Федора Конюхова и при поддержке Всероссийской программы «Православная экспедиция» и Международного благотворительного фонда «Дети солнца» крестным ходом провезли икону через святые обители Московской и Владимирской областей и 9 июля передали настоятелю Свято-Успенского монастыря.
7.


Но на этом обмен подарками не закончился.
8.


Встретить и поприветствовать мотоциклистов приехали представители Администрации города и ребята-активисты из молодежного движения, которым Ночные Волки подарили молитвословы мотоциклиста, изданные при поддержке братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
9.


А еще здесь произошло маленькое чудо. По дороге в Егорьевск многие переживали, что из-за нехватки времени в последний день паломничества не удастся побывать на богослужении.
10.


И вот, приехав в Свято-Троицкий Мариинский монастырь, матушка Илария сообщила, что Божественная Литургия неожиданно задержалась, и пригласила всех  перед началом экскурсии присоединиться к службе. Вот такой вот подарок ждал паломников в Мариинском монастыре.
11.


Мотоциклисты с благоговением передали в дар храму привезенные иконы, а так же тираж молитвословов для раздачи всем желающим.
12.


13.


После обмена подарками матушка Илария подробно рассказала об истории устроения обители и о подвижниках благочестия, благодаря усилиям которых был создан Свято-Троицкий Мариинский монастырь.
14.


В сравнении с монастырями, в которых паломники побывали за три предыдущих дня, Свято-Троицкий Мариинский монастырь достаточно молодой. Женская обитель была устроена полностью благодаря тщанию семейства Бардыгиных.

Никифор Михайлович Бардыгин был сыном булочника. Благодаря своему упорному труду и стремлению к знаниям он многому научился и впоследствии смог открыть собственные фабрики в Егорьевске. С 1872 года вплоть до последних лет своей жизни Бардыгин избирался городской головой. Жители Егорьевска горячо почитали своего благотворителя. Благодаря усилиям Никифора Михайловича в городе появился водопровод, мостовые, уличное освещение, городской сад, открылись пожарная часть и воинские казармы, гимназия и женское училище. Никифор Михайлович пел на клиросе и всегда спешил к началу богослужения.

15.


В 1880 году Никифор Михайлович Бардыгин получил разрешение на строительство каменной церкви на месте неотапливаемого деревянного храма на кладбище. Новый храм с тремя престолами был возведен полностью на средства Бардыгина. О строительстве новой церкви Никифора Михайловича просила его жена Мария Владимировна, которая мечтала учредить при богадельне женскую общину и вокруг кладбищенской церкви учредить монастырь. Новая теплая церковь была освящена в 1883 году в честь Троицы Живоначальной. В 1892 году Бардыгин обратился в городскую думу с прошением о выделении земли рядом с кладбищенской церковью под устройство богадельни.

16.


Мария Владимировна была значительно моложе своего супруга и надеялась остаток своих дней после его смерти провести в служении Богу в монастыре. Но Господь рассудил иначе. Несмотря на свое крепкое здоровье, Мария Владимировна внезапно заболела и не дожила до открытия обители. Тяжело переживая смерть супруги, Никифор Михайлович еще с большим усердием занялся делами благотворительности. В 1899 году началось строительство второго каменного корпуса и каменной ограды с башнями и святыми вратами. В этом же году была открыта Свято-Троицкая женская община, получившая так же название Мариинской в честь покойной супругу Бардыгина. Через год на месте общины был учрежден женский общежительный монастырь. На содержание общины и богадельни Бардыгин внес значительную сумму денег и земли в пользование.

17.


В 1901 году Никифор Михайлович скончался. Он был с почестями похоронен у стены храмового придела в честь Никифора Патриарха Цареградского.

Первой игуменией монастыря стала родная сестра Никифора Михайловича - монахиня Олимпиада. Она с детства тяготела к изучению Слова Божия и духовной литературы, предпочитала молитвы разным забавам. Заручившись благословением духовника и согласием родителей, она приняла монашеский постриг. Матушке Олимпиаде исполнилось 54 года, когда она была назначена настоятельницей обители, устроенной ее братом.

18.


После революции монастырь был закрыт. В конце 20-х годов монастырь стали разрушать, снесли колокольню, разобрали часть Троицкого собора, надгробия могил Бардыгиных были срыты. В 1929 году Троицкий собор был закрыт. А в 1931 году тридцать монахинь и послушниц были арестованы и заключены в тюрьму. Среди них две послушницы прославлены в лике святых как преподобномученицы – послушница Антонина (Новикова) и послушница Надежда (Круглова).

Матушка Илария подарила каждому иконку преподобномучениц Антонины и Надежды.
19.


Преподобномученица Антонина родилась в 1880 году в семье владельца кирпичного завода. С юных лет Антонина жила у своей тети в рязанском монастыре. Там у нее окрепла любовь к изучению Писания, и вскоре она поступила в Свято-Троицкий Мариинский монастырь.

Преподобномученица Надежда была родом из крестьянской семьи. В возрасте 20 лет она стала послушницей в Троице-Мариинском монастыре.
20.


После закрытия обители девушки поселились в Егорьевске, где подрабатывали рукоделием и помогали в храме. Живя в миру, они старались соблюдать все монашеские правила. Одно из обстоятельств, которое было предъявлено послушницам в вину во время ареста, было проведение ими агитации среди крестьян против закрытия старого кладбища, на месте которого богоборческая власть планировала устроить клуб. Так же послушниц обвиняли в антисоветской и контрреволюционной деятельности. Их приговорили к ссылке на 5 лет в исправительно-трудовой лагерь в Казахстане. После возвращения из лагеря Антонина и Надежда поселились в одной квартире, где вели общее хозяйство. Антонина вернулась из ссылки совсем больной. Надежда, чтобы прокормить обеих, устроилась уборщицей в школу. В 1938 году послушниц вновь арестовали по обвинению в антисоветской агитации. Заручившись лжесвидетельствами, тройка НКВД приговорила женщин к смертной казни. 20 марта 1938 года послушницы Антонина и Надежда были расстреляны и погребены в обшей могиле на Бутовском полигоне.


фото с сайта egorievgrad.ru

В советские годы в Троицком соборе был устроен клуб для курсантов летной школы.

Матушка Илария рассказала, как шло восстановление обители. Сначала было много сложностей, и дела не очень спорились. Как только отслужили панихиду на могиле устроителя монастыря Никифора Михайловича, дела сразу пошли на лад: изменилось отношение администрации, образовалась община, появились благотворители.
21.


Настоятель храма отец Никодим дважды чудесным образом стал свидетелем открывающейся на стенах росписи. Когда он еще учился в старших классах, его попросили сыграть Деда Мороза на елке в клубе летного училища. Придя в клуб, он вдруг увидел, как из-под облупившейся краски выглядывает церковная роспись. Тогда он отказался участвовать в празднике и ушел. Спустя годы он вновь увидел лики святых из осыпавшейся прямо во время службы краски. Тогда храм уже вернули церкви, но клубное "наследие" еще не было упразднено.
22.


Сейчас с Божией помощью храм преображается, и его стены вновь слышат слова молитвы, а не клубной музыки.
23.


24.


25.


26.


27. Плитку для восстановления пола привезли из мастерской в Санкт-Петербурге.

28.


Матушка Илария благословила паломников на продолжение пути и подарила каждому книгу игумена Никодима (Лунева) «Подвижник благочестия 19 столетия Давид Иванович Хлудов» о династии меценатов и благотворителей Егорьевского уезда Хлудовых.
29.


Сестры обители на дорогу напоили паломников травяным чаем и угостили наивкуснейшей монастырской выпечкой.
30.

31.

32.

33.

34.


35. Икона Плат Вероники. Нерукотворный образ появился на платке, который Вероника подала Спасителю во время его шествия на Голгофу.

36.

37.

38.


39.


40.


41.


42.


43.


Матушка Илария проводила паломников до монастырских ворот и тепло со всеми попрощалась.

Из Свято-Троицкого Мариинского женского монастыря колонна паломников отправилась в Казанский женский монастырь в с. Колычево.

43.


Здесь путников встретила игумения монастыря матушка Мария, которая перед самым приездом паломников репетировала с детишками рождественские песнопения.

44.


Колычевский Казанский женский монастырь построен на месте, где некогда была обретена Казанская икона Божией Матери. Некий крестьянин направлялся к колодцу, рядом с которым обнаружил на одном из деревьев Образ Богородицы.

45.


Основатель монастыря иеросхимонах Макарий при покупке земли под будущую общину-богадельню получил от помещицы в дар ту самую Казанскую икону.
46.


Образованную в 1865 году общину возглавила Мария Панфиловна Степанова. В 1885 году община получила статус самостоятельного монастыря, а Мария Степанова была возведена сан игумении и была пострижена в мантию с именем Маргарита.
47.


В 1891 году освящен каменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери.
48.


Через шесть лет в монастыре появляется собор в честь Преображения Господня и пристраивается большой келейный корпус. В 1895-1903 гг. в обители строится четырёхъярусная колокольня с надвратным храмом и монастырская ограда.
49.


Правда, надвратному храму так и не суждено было открыться до начала революции.
50.


Не избежала закрытия от богоборческой власти и Казанская женская обитель. В 1919 году монастырь был упразднен, а монахини перебрались в село, где в миру тайно продолжили монашеский подвиг.
51.


В 1929 году в монастыре устроили дом инвалидов, а с 60-х годов здесь расположился психоневрологический интернат. Он действует и до сих пор. В храме Преображения Господня в алтаре находится кухня и столовая. В монашеских кельях проживают душевнобольные пациенты.
Если посмотреть через ограду ныне действующего Казанского монастыря, то в кирпичном строении можно узнать очертания ранее действующего храма.
52.


Возобновление иноческой жизни началось с открытия при Казанском соборе приходской общины. В 2005 году ее преобразовали в женский монастырь. С 2007 года настоятельницей монастыря назначена монахиня Мария.
53.


Так и не успевший открыться до революции надвратный храм в колокольне в 2002 году был освящен в честь во имя святителя Иувеналия патриарха Иерусалимского.
54.


Во время закрытия Казанского собора (1934 г.) икона Казанской Божией Матери исчезла. Считается, что ее вынесли и спрятали монахини. Сейчас в обители находится чудотворный список с той иконы.
55.


Одна из сестер обители, пострадавшая за Веру Христову в годы гонений 20 века, прославлена в лике святых. Преподобномученица Мария (Мамонтова - Шашина) родилась в крестьянской семье в 1890 году. В 24 года она пришла подвизаться в Колычевский Казанский монастырь. После закрытия обители Мария, как и другие сестры, отправилась в родное село, где пела на клиросе в приходском храме. Когда над церковью повисла угроза закрытия из-за неспособности уплатить общиной налоги, Мария вместе с сестрами стала собирать пожертвования для уплаты требующейся суммы, ездила ходатайствовать в Москву.
56.


В 1931 году ее арестовали и поместили в Рязанскую тюрьму. Оттуда ее отправили в исправительно-трудовой лагерь в Казахстан. По возвращении из лагеря Мария была избрана членом церковного совета, но буквально через год была вновь арестована по обвинению в осуществлении контрреволюционной деятельности. 13 октября 1937 года Мария была приговорена тройкой НКВД к 8 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Через год Мария скончалась и была погребена в безвестной могиле.
57.

58.


59. Ночные волки подарили храму иконы, привезенные из других паломничеств.

60.


Когда мы приехали в монастырь, матушка Мария репетировала с детишками. Как только в занятиях наступил перерыв, матушка поспешила встретить паломников.
61.

62.


63.


В конце экскурсии матушки порадовали паломников прекрасным исполнением рождественских песнопений.
64.


Матушка Мария благословила паломников в дорогу, поздравила с наступающим Рождеством и вновь вернулась к своим воспитанникам готовить праздничный концерт.
65.


66.


67.


68.


В Колычево колонна разделилась. Кто-то продолжил путь дальше и отправился уже в индивидуальное паломничество, а другая часть группы же направилась туда, откуда и был дан старт паломничеству четыре дня назад - в Московский Байк-Центр.
69.


Столица встречала паломников снежной и морозной погодой, готовя тем самым к приближающимся праздникам Рождества и Крещения Господня. Тем временем в байк-центре мотоклуба «Ночные Волки» второй день шли новогодние представления для детей и их родителей. Но это уже совсем другая история, рассказ о которой вы можете прочитать здесь (Новогодние елки у Ночных Волков) и здесь (Детские сказки со взрослым смыслом. Интервью с Александром Хирургом).
70.


И в заключение своего рассказа я хочу от всей души поблагодарить Евгения Строгова, мотоклуб «Ночные Волки», Федерацию мототуризма России, Анну Комарову и всех участников паломническое поездки за возможность вновь посетить давно любимые мною обители, а так же получить духовную радость от пребывания в монастырях и храмах, в которые мне не удавалось попасть ранее. Огромное вам спасибо и Божией помощи в ваших делах! С приближающимся праздником Сретения Господа Нашего Иисуса Христа!
 

Паломнический центр » Наши партнеры » Федерация Мототуризма России » Паломничество "Владимирская Русь" с мотоклубом "Ночные Волки". День 4 - Егорьевск