Русский греческий святой

Паломнический центр » Статьи » Святой
 

 

 

Святой Иоанн Русский

Святой Иоанн Русский

 

В дни памяти святого Иоанна греки проходят пешком более 50 километров, прежде чем преклонить колени у раки с мощами исповедника

В дни памяти святого Иоанна греки проходят пешком более 50 километров, прежде чем преклонить колени у раки с мощами исповедника

 

Крестный ход со святыми мощами

Крестный ход со святыми мощами

 

Мощи св. Иоанна Русского

Мощи св. Иоанна Русского

 

Храм св. Иоанна Русского в Нео Прокопио

Храм св. Иоанна Русского в Нео Прокопио

 

Рака с мощами святого

Рака с мощами святого

 

Тем, кто обращается к святому с глубокой верой, Иоанн Русский не отказывает в скорой помощи

Тем, кто обращается к святому с глубокой верой,
Иоанн Русский не отказывает в скорой помощи

 

Розовый дождь

Розовый дождь

 

 

Почти каждому второму мальчишке на острове Эвбея при крещении дают имя Иоанн. Так греки выражают свое почтение и уважение к святому Иоанну Русскому, оказавшемуся Промыслом Божьим в Малой Азии во время Русско-турецкой войны.

Розовый дождь

Настоятель храма св. Иоанна Русского в Эвбее протопресвитер Иоанн Вернезос считает, что святой таким образом прославляет свою Родину. Детей, крещенных в этом храме, называют «росопула», «русские дети», то есть дети Иоанна Русского.

Из России на поклонение к святому в местечко Нео Прокопио приезжают тысячи людей. А кто не может приехать, присылают письма и просят отслужить Литургию или молебен у раки с мощами. Сами же греки стекаются сюда по 800 тысяч человек каждый год! А в дни памяти святого Иоанна – 9 июня и последнее воскресенье сентября – многие греки в знак любви к святому Иоанну проходят пешком более 50 километров, от города Халкида до храма в Нео Прокопио, прежде чем преклонить колени у раки с мощами исповедника. В эти дни на дороге нет свободного места – все идут к св. Иоанну. Путь пролегает по горному серпантину – то вверх, то вниз. Люди идут с фонариками в руках, освещая дорогу. По обочинам их встречают местные жители, которые предлагают воду, булочки, лукум – все бесплатно, лишь бы поддержать странников. К утру, наконец, добираются до храма, где участвуют в праздничном богослужении.

Потом начинается крестный ход с мощами святого, их обносят по всему Нео Прокопио под дождь из лепестков роз, которыми местные жители осыпают шествие с балконов своих домов. Так, под розовый дождь процессия возвращается к храму, и все, кто участвовал в крестном ходе, имеют возможность пройти под ракой с мощами. …А потом совершаются чудеса – люди исцеляются от рака, на свет появляются долгожданные младенцы, разрешаются неразрешимые проблемы.

Выбор

Судьба Иоанна Русского подобна судьбе ветхозаветного многострадального Иова. Простой русский солдат армии Петра Первого, он участвовал в Русско-турецкой войне и во время неудачного Прутского похода 1711 года вместе с другими солдатами попал в плен к татарам.

Те продали Иоанна начальнику турецкой конницы по имени Ага. Турок привез нового раба к себе на родину, в селение Прокопион, что в Малой Азии. Это было место лютых противников христианства – янычар. Русских пленных здесь было уже немало, всех их старались обратить в мусульманство жестокими побоями и даже пытками. Многие не выдерживали и отрекались от Христа.

Иоанн также был поставлен перед выбором – либо мусульманство, либо смерть, на что христианин ответил хозяину: «Я пленник этой войны и я в твоих руках. Но ты пленил мое тело, а не мою душу. Я готов выполнять ту работу, которую ты прикажешь, но не отрекусь от Христа, даже если ты лишишь меня жизни». Турок разгневался и отправил пленника чистить навоз за животными. Русского раба били прутьями, ругали последними словами, и даже слуги насмехались над ним, а он в ответ помогал им в работе и утешал в беде, не держа ни на кого зла.

Исповедник

Бессердечные турки решили подвергнуть Иоанна жестокой пытке. Они разогрели на огне металлическую тарелку и приложили ее к голове Иоанна. Раскаленное железо прожгло кожный покров до самого черепа. Измученный, окровавленный Иоанн ответил мучителям: «Вы обжигаете мне голову, но это напоминает мне о терновом венце Спасителя. Хлев, где я живу, похож на вифлеемские ясли, в которых родился Христос. А побивание плетьми, оплевание и заушение дают мне почувствовать страдания моего Господа». Служители храма на Эвбее рассказывают, что когда они переоблачают мощи и снимают шапочку с головы исповедника, они видят следы той жестокой пытки.

Величие святого Иоанна заключается еще и в том, что он никогда, ни при каких обстоятельствах не роптал на Бога, не говорил Ему: «Господи, за что мне все это?» Весь измученный, постоянно переносящий побои, от которых у него болело все тело, Иоанн находил в себе силы каждую субботу, в полночь, тайком от турок уходить в храм святого великомученика Георгия, где усердно молился, преклонив колени, и причащался Святых Христовых Тайн.

Чудо с пловом

Искреннее добросердечие Иоанна, его усердие, честность и благородство со временем умягчили сердце турецкого хозяина. Ага стал настолько доверять своему рабу, что предложил ему жить как свободному человеку и поселиться там, где он захочет. Но исповедник так и остался жить в конюшне, где каждую ночь мог беспрепятственно молиться часами, стоя на коленях. Он очень мало спал – на соломе под старым тулупом. Питался крайне скудно, часто только хлебом и водой, постясь большую часть дней. Иоанн знал наизусть псалмы Давида и ночами читал их про себя на церковнославянском языке. Бедность, в которой пребывал святой все годы плена, не мешала ему помогать нуждавшимся и больным, деля с ними свою скромную пищу.

Вскоре хозяин разбогател и стал одним из самых влиятельных людей Прокопиона. Ага чувствовал сердцем, откуда исходит благословение на его дом. Став состоятельным, Ага отправился в паломничество в Мекку. Жена тем временем собрала родственников и друзей мужа на обед. Иоанн прислуживал в столовой. Когда подали любимое блюдо Аги, плов, хозяйка сказала Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!» На что Иоанн попросил дать ему это блюдо с пловом и обещал послать его в Мекку. Гости рассмеялись, но хозяйка велела поварихе приготовить для Иоанна плов, подумав про себя, что он либо сам захотел полакомиться, либо решил отдать еду какой-нибудь бедной христианской семье. Святой взял блюдо с пловом и отправился в конюшню молиться. Блаженный был совершенно уверен, что Господь услышит его. И действительно, блюдо с пловом на глазах Иоанна исчезло, а он вернулся к хозяйке и сообщил, что еда отправлена в Мекку. Гости рассмеялись вновь, решив, что слуга сам все съел.

Но каково было их удивление, когда вернувшийся из паломничества Ага привез с собой то самое блюдо! Весть о чуде мгновенно распространилась по окрестностям Прокопиона. Больше никто не смел обижать русского раба – любимого Богом человека. Хозяин с женой стали заботиться о нем пуще прежнего и опять умоляли его перейти из конюшни жить в домик, стоящий рядом. Но святой Иоанн вновь отказался. Он по-прежнему продолжал жить в конюшне, с усердием заботясь о лошадях своего господина и непрестанно молясь ночами.

Жизнь после смерти

27 мая 1730 года, почувствовав приближение смерти, о которой был извещен свыше, св. Иоанн позвал православного священника, чтобы причаститься Святых Тайн. Опасаясь фанатизма турок, священник побоялся открыто принести Святые Дары в дом Аги. Однако, вразумленный Богом, он вырезал в яблоке сердцевину и, вложив туда Святые Дары, отправился к умирающему. Причастившись, Иоанн предал свою душу в руки любимого им Господа.

После кончины дорогого слуги Ага сам позвал священника и передал ему тело Иоанна для погребения по христианскому обычаю. В знак почтения Ага покрыл тело одним из самых дорогих ковров. На похороны собрались почти все христиане, жившие в Прокопии. Спустя три с половиной года после погребения священник, который причащал Иоанна каждую неделю, увидел святого во сне. Иоанн сказал, что его тело осталось нетленным. Священник сомневался, и вот однажды над могилой святого появился небесный свет в виде огненного столба. Тогда решились могилу открыть. И действительно, тело святого оказалось нетленным и благоухающим. С благоговением верующие взяли святые мощи и перенесли их в храм, который посещал сам Иоанн.

После страшного поражения греков в войне с турками все греческое население должно было покинуть Анатолию в обмен на турецкое население Греции. Все греки из Прокопиона переехали тогда на остров Эвбею в село Ахмет Ага, которое переименовали в Нео Прокопио.

Православные привезли с собой раку с мощами святого праведного Иоанна, которую поместили в церкви святых Константина и Елены. 27 мая 1951 года было завершено строительство нового храма во имя святого Иоанна Русского, которое началось еще в 1930 году. Сюда торжественно перенесли мощи святого. Ныне его нетленное тело покоится в открытой раке под стеклом. Ежедневно к святому Иоанну приезжают сотни православных паломников. Всем, кто обращается к нему с глубокой верой, Иоанн Русский не отказывает в скорой помощи.

Дни памяти

9 июня, последнее воскресенье сентября
В блокнот паломнику:
Адрес храма св. Прав. Иоанна русского:
Греция, о. Эвбея, деревня Нео Прокопио
Галина Черемушкина

Поехать в паломничество к Иоанну Русскому

Почти каждому второму мальчишке на острове Эвбея при крещении дают имя Иоанн. Так греки выражают свое почтение и уважение к святому Иоанну Русскому, оказавшемуся Промыслом Божьим в Малой Азии во время Русско-турецкой войны

.

 

Дата: 29.05.2018 16:19

Почитайте ещё:


Паломнический центр » Статьи » Святой » Русский греческий святой
АНО «Паломнический центр». Наш адрес: 119192, г. Москва, Мичуринский проспект, дом 8 строение 1. Тел.: +7 (495) 363-35-84
©2015-2017 АНО «Паломнический центр». Авторские права защищены. Пользовательское соглашение.